Вампиры Африки и афроамериканские вампиры

В культуре африканских народов примерами вампиров были асасабонсам и обайфо.

Обайфо, названная так народностью ашанти, была колдуньей, которая тайно проживала в общине. Кто может оказаться колдуньей заранее не было известно: процесс превращения был чисто генетическим. Колдунья могла покидать тело и путешествовать в ночи как раскаленный шар света. Они нападали на людей и дете, и высасывали их кровь.

Асасабонсам напоминает гуманоида с набором железных зубов. Живет в чаще леса на верхушках деревьев и крючкообразными стопами ловит тех, кто проходит мимо.

Среди племен дельты реки Нигер есть легенда о том, что колдуньи оставляют свои дома по ночам для встреч с демонами, где подготавливаются заговоры об умерщвлении соседей путем высасывания крови жертвы незаметно для окружающих. Колдунам приписывали высасывание сердец жертв, которые абсолютно не осознавали происходящего. Колдунья могла сидеть ночью на крыше и осуществлять это высасывание при помощи магической силы. Часто считалось, что умерший от туберкулеза человек был жертвой такого колдовства.

Результатом нападений ведьм являются оставшиеся язвы. Они могут действовать также как инкьюбасы/саккьюбасы, ложась на людей и душа их.

Практически любой человек, страдавший от каких-то болезненных состояний, приписывал свои недомогания колдовству, а любой обвиняемый приговаривался к испытаниям. Объектами такого обвинения обычно являлись бесплодные женщины и женщины в возрасте пост-менопаузы. Вполне обычным приговором ведьмам было сожжение на костре. Способы испытаний походили на методы для обнаружения вампиров в Восточной Европе. Например, в одном племени казнь начиналась с того, что язык приговоренного вытаскивался и пришпиливался к подбородку колючкой (таким образом карающие защищались от последнего проклятия). Затем ведьму убивали: либо протыкая заостренным колом, либо сажая на кол. В некоторых случаях голову отделяли от тела, а тело сжигали или оставляли в лесу на растерзание хищникам.

Иногда тело обвиняемого в колдовстве выкапывали из земли и исследовали на наличие следов крови, тление и ненормальное вздутие тела. Могила истинной ведьмы должна была иметь отверстие в земле, которое ведьма могла бы использовать, чтобы выйти из земли в виде летучей мыши, крысы или другого маленького животного. Ведьмы также обладали силой поднимать мертвых и ловить дух покойного, которого впоследствии превращали в привидение, тревожащее родственников покойного.

В Западной Африке широко распространено верование в изитфунтелу — выкопанное из могилы тело, превращенное в раба ведьмы, выполняющего ее приказания. По сведениям, ведьма отрезала этому созданию язык, а в голову вкручивала колышек, вследствие чего оно становилось чем-то вроде зомби. Изитфунтела подобным же образом нападала на людей, гипнотизировала их, а затем вбивала в их головы гвоздь.

Подобные вампирические фигуры были обнаружены у народов Карибского бассейна: лугару - на Гаити, асема - в Суринаме и сукуян - в Тринидаде. Эти три вампира фактически идентичны.

Представления африканцев о вампирах были привнесены в западную культуру завозимыми рабами. Среди афро-американцев Луизианы известно существо под именем фифолле, или же фойфолле. Фифолле — обычный блуждающий огонек (свет, видимый над болотистой местностью но ночам) — происходит от французских инкьюбасов/саккьюбасов и является душой умершего человека, которая была послана обратно на землю Богом, чтобы совершить искупление, но вместо этого нападает на людей. Иногда фифолле становился вампиром, который пил человеческую кровь, особенно детскую. Некоторые верят, что фифолле - душа ребенка, который умер до крещения.