Болгарские вампиры

Болгарские названия вампира возникли от славянского опури, или опири. Современные варианты этого определения звучат как випир, вепир, или вапир, или же заимствованное из русского вампир.

Обычно болгарский вампир ассоциировался со смертью и погребением. Болгары верили, что души умерших сразу после смерти отправляются в дорогу. Ведомые своим ангелом-хранителем, они путешествуют по всем местам, которые посещали при жизни. В конце этого пути, который происходит на 40-й день после смерти, дух переходит в другую жизнь. Однако, если погребальный обряд был неверно исполнен, мертвый может обнаружить, что проход в другой мир для него заблокирован.

Есть ряд деталей при погребении, в которых родственники могут сделать ошибку. Например, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы на непогребенное тело падала тень или чтобы через него перепрыгивала кошка или собака. Тело должно быть тщательно омыто. Даже при правильном обряде погребения, лицо, которое погибло насильственной смертью, может вернуться в качестве вампира.

Как и у других славянских народов, вампирами становились отлученные от церкви, пьяницы, воры, убийцы и ведьмы. Болгарская мифология была полна рассказов о вампирах, которые возвращались к жизни, селились в городах, где их не знали, и жили в течение многих лет как живые. За исключением ночных прогулок в поисках крови, вампиры могли нисколько не отличаться от обычных людей, и даже есть нормальную пищу.

У гагаузов-болгар вампир зовется «обур». Он был буквально пожирателем крови. Частью ритуала избавления от обура было соблазнение его обильной пищей или же экскрементами. Обур был очень шумным и издавал шумы, подобные потрескиванию огня, а также мог передвигать предметы, подобно полтергейсту.

Есть описания также болгарского вампира устреля. Устрель описывался как дух ребенка, рожденного в воскресенье и умершего до крещения. Считается, что на 9-й день после похорон устрель выходит из могилы, нападает на скот или овец и пьет их кровь. После ночного пиршества, еще до рассвета, он возвращается в могилу. После 10 дней устрель становится настолько сильным, что ему больше не надо возвращаться в могилу. Он может собрать большое стадо и постепенно его пожирать.

Необъяснимая смерть скота была первичным признаком вампира в стаде. Для устранения устреля хозяин стада нанимал вамиирджийя, или охотника за вампирами, который обладал способностью их видеть.

Есть сообщения об уникальном методе обращения с вампирами - закупоривание в бутылку. Для этого дядяджий, "специалист" по вампирам, брал икону и ждал в том месте, где подозреваемый вампир должен был появиться. Увидев его, он гнался за ним с иконой в руках. Вампира подгоняли к бутылке, где кормили до отвала его любимой пищей. Когда вампир входил в бутылку, ее затыкали пробкой, а затем швыряли в огонь.